Что такое игрушка и антиигрушка и как отличить одно от другого
В магазине игрушек Мы, взрослые, изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, не осознаваемых порой, пристрастий. Игрушек — море. Ведь это прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом. С замиранием сердца недавно, как и много лет назад, я отправилась по залам «Детского мира» за игрушками. Помня о том, что игрушка — культурное орудие, с помощью которого ребёнок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа, я заранее предвкушала удовольствие от покупок — сколько всего, должно быть, напридумывали люди за последние годы! В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определённый воспитательный смысл. С этой меркой я и шла по отделам. Вот один из самых моих любимых — отдел настольных игр: старые добрые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей, и всё это по ценам, доступным семьям даже с очень скромным достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. А вот и веяние времени — настольно-печатные игры: «Пираты», «Повелитель Вселенной», «Завоеватель» и прочие, ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези; «12 стульев» и другие игры о бизнесе, деньгах, рынке, недвижимости, банках, в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть также игра «Конкурс красоты» — пособие для девочек о том, как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть как получше выставить своё тело напоказ, о нарядах, борьбе с соперницами. Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавцов, весьма охотно. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребёнку возможность позитивного общения со сверстниками. Думаю, к увиденным мною настольным играм это не относится. Что ж, отправлюсь к куклам. Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков — крупный Бэтмэн в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребёнком поединков-драк. На открытой витрине — американские супермены-профессионалы (альпинист, пилот и киллер с набором разнообразного оружия — от ножа и пистолета до лазера). Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное её назначение — дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребёнка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причём не только человеческого. Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детёнышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детёныш выбирает вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят. А что продаётся в магазине? Передо мной существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить. Правда, есть ещё потрясающие своей натуралистичностью немецкие овчарки — лучше чем живые, но почему-то их тоже не хочется гладить. И цены «кусаются». Вот в центре зала на пальме сидит огромная чёрная обезьяна свирепого вида — если попадёт в спальню ребёнка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены! И целый стенд чёрных Мефистофелей (!) с надписью «Чёртик» (кстати, одна из самых дешёвых игрушек). Из каких соображений исходили взрослые, проектируя, изготовляя и продавая эту игрушку? И есть ли у них собственные дети? Какая-то мама, в растерянности стоящая у стенда, спросила: «А ангелочков у вас нет?». «Нету, ангелочками не торгуем», — отрезала продавщица. Напрашивается вывод: в центральном детском магазине представлена, в подавляющем большинстве, игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребёнка. Конечно, мне могут возразить: неужели, во всём магазине не нашлось хороших игрушек и игр? А конструкторы «Лего»? Да, конструктору «Лего» отведён целый большой отдел. Его рекламируют по телевидению: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов. Но каких? «Вестерн», «Поиски сокровищ фараона», «Всемирные катастрофы», «Космические пришельцы», «Человек — паук», «Привидения», «Гарри Поттер», «Покемоны», «Звёздные войны» — вот едва ли не главная тематика. Эти яркие пластмассовые игрушки в конечном счёте ориентируют ребёнка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомых, неродных персонажей, иностранные атрибуты. При изобилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнавать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок Антиигрушка Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, то есть некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребёнка с антиигрушкой? У российских детей наличествуют унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Современный облик человека — куклы, ландшафты настольных игр, цветоформы конструктора и прочее, как правило, не соответствуют этим моделям, а иногда прямо противоречат им. Играя с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержениия своего и подчинения чужеземному. Так, в жизни ребёнка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, ещё в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми». Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребёнок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Игрушка, как мы могли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребёнок чаще всего отождествляет себя с ней, её «повадками», внешностью, её скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Умная и добрая игрушка Но не все так плохо? У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продаётся в сетевых детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности. Небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат ребят во время вечерних встреч? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины. Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков — столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет (надеюсь!) приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, — самая лучшая для ребёнка и самый дорогой подарок для его (её) друга. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии. В научной литературе очень немного работ об игрушках. А тех, которые затрагивают педагогический и психологический аспекты игрушек, и того меньше. Но, как уже мы могли убедиться, последнее время рынок переполнен «вредными», опасными, безобразными игрушками. На нём появилось множество пошлых, бесполезных, скучных и безнравственных игрушек. Их влияние на детей однозначно отрицательно. Психологи и педагоги должны заниматься пересмотром современных игрушек, «очисткой» загрязненного «игрушечного рынка». Должна быть программа научного отбора игрушек, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребёнок проводит в игре.Автор: Вера Абраменкова, доктор психологических наук, зав. лабораторией «Социальная психология детства» Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образованияЧитайте нас в FacebookНа правах рекламыРассказать друзьямКомментировать